Историческая справка

Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова является ведущим высшим учебным заведением в Украине, которое готовит специалистов для судостроительной и смежных отраслей промышленности и народного хозяйства.

В апреле 1901 года Министерство народного образования Российской империи сообщило о “высочайшем повелении” относительно открытия в г. Николаеве с 1 июля 1902 года среднего механико-технического училища, которое стало базовым для создания нашего университета.

18 сентября 1920 года в Николаеве начал занятие индустриальный техникум, в состав которого вошли такие отделения: судостроительное, механическое, электротехническое и дорожностроительный. Николаевский индустриальный техникум имел статус высшего учебного заведения, а его выпускникам присваивалась квалификация инженера. Курс учебы в техникуме осуществлялся в течение 3-х лет.

Николаевский индустриальный техникум со всеми заведениями, которые находились при нем (рабфаком, профтехнической школой рабочих-подростков) размещался в собственных зданиях, расположенных по адресу: ул. Кузнечная, 3 (теперь Скороходова, 5).

В 1926-1927 учебном году индустриальный техникум реорганизуется в кораблестроительный техникум с увеличением срока учебы с трех до полных четырех лет. В этот период было создано и оборудовано лаборатории сопротивления материалов, химии, теплотехники.

В 1929 г. Николаевский кораблестроительный техникум был объединен с Николаевским вечерним рабочим техникумом. Это заведение получило название Николаевского машиностроительного института. Однако уже в 1930 году после объединения с судостроительным факультетом Одесского политехнического института он был переименован в Николаевский кораблестроительный институт (НКИ).

До 1941 г. НКИ подготовил свыше 1700 специалистов инженерной квалификации, которые работали в судостроении и других отраслях народного хозяйства.

В начале Великой Отечественной войны в НКИ работало 94 преподавателя, училось почти 700 студентов. Около 500 студентов, преподавателей и сотрудников института, были призваны в ряды Красной Армии и пошли на фронт, остальные были направлены на строительство оборонных сооружений и уборку урожая. Началась эвакуация института. Сначала НКИ открылся в Сталинграде, потом в Астрахани, позже принимается решение открыть институт в г. Пржевальском в Киргизской ССР. В военные годы в институте работали 22 кафедры, было выпущено свыше 370 молодых специалистов.

30 июня 1944 года принимается решение о возвращении института к родному городу и уже 1 октября 1944 года в Николаеве начались занятия в НКИ. А в 1945 году развернулись основные работы за пятилетним планом восстановления и развития института. На это было выделено 36,5 млн.руб., что в то время было большими средствами. До конца 1947 года главные корпуса института были восстановлены.

Решением правительства СССР в 1949 году НКИ было присвоено имя адмирала С. О. Макарова – уроженца г. Николаева, известного ученого кораблестроителя, адмирала-флотоводца.

В 1946 году в институте была созданная аспирантура на базе ведущих кафедр по специальностям: конструкция корпуса корабля; технология строительства судов; судовые паровые турбины; судовые паровые котлы; судовые двигатели внутреннего сгорания. В 1946 – 1950 гг. институт устанавливает научные связи с многими передовыми научными учреждениями страны, такими как ЦНДИ имени академика О. Н. Крылова, ЦАП, АН УССР, ЦНДИМФ. С каждым годом расширялась тематика научных исследований. В 1955 году большинство преподавателей (свыше 80%) принимали участие в научно-исследовательской работе института.

18 сентября 1970 года в день пятидесятилетнего юбилея Указом Президиума Верховной Совета СССР НКИ имени адмирала С. О. Макарова был награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в подготовке инженерных кадров и достижения в развитии научных исследований.

17 мая 1971 года напротив парка Победы состоялось торжественное открытие строительства нового комплекса института. В этот день были начаты земляные работы для сооружения 13-этажного здания студенческого общежития на 1295 мест.

В 1971 году в институте состоялся первый выпуск инженеров-экономистов. Государственная экзаменационная комиссия присвоила квалификацию инженера-экономиста 50 выпускникам института.

В 1994 году решением кабинета Совета Министров Украины НКИ имени адмирала С.И. Макарова получил наивысший (четвертый) уровень аккредитации, статус университета и название – “Украинский государственный морской технический университет”.

Университет имеет возможность создавать в своей структуре новые учебные заведения, научные учреждения разных типов, самостоятельно планировать и развивать поисковые и фундаментальные исследования. В университете на демократической основе избирается ректор.ВОзглавляет университет - доктор технических наук, профессор С.С. Рижков.

Сегодня в состав университета входят: 8 институтов, 3 факультета, многопрофильный Морской лицей, филиал, в г. Херсоне, отделение и учебно-консультационные пункты в 3 городах Украины. В НУК обучаются почти 12 тысяч студентов по 26 направлениями и 30 специальностями. Университет обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации: бакалавров, специалистов и магистров; современный уровень научных исследований и подготовки преподавателей, кандидатов и докторов наук.

Структура подготовки учитывает специфику деятельности и реальных потребностей предприятий и учреждений южного и других регионов Украины. Основными заказчиками университета на подготовку инженерных и научных кадров остаются предприятия судостроения, машиностроения, энергетики и другие предприятия и учреждения Украины.

Вместе с подготовкой высококвалифицированных специалистов в университете ведется научная работа, основные направления которой охватывают широкий спектр вопросов фундаментального и прикладного характера. На кафедрах работают 68 докторов наук, профессоров, 256 кандидатов наук, доцентов.

Согласно профилю университета научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются по приоритетным направлениям развития науки и техники, а именно: проектирование судов нового поколения; безопасность на море; создание необитаемых подводно-технических средств и комплексов для выполнения поисковых, технологических, обследовательных  и инспекторских работ, в том числе глубоководных; создание новых технологий обработки, сварки материалов, исследования состояния и свойств высоколегированных сплавов, разработка аппаратуры неразрушающего контроля и диагностики; создание, исследование и разработка перспективного энергетического оборудования; создание новых экологически чистых источников энергии на твердом топливе и теплоаккумулирующих комплексов; сертификация полиметрических систем для метрологического обеспечения бортовых и береговых комплексов; усовершенствование судового электрооборудования и систем автоматики, разработка методов и средств повышения эффективности сенсорного обеспечения и информационно-вычислительных комплексов иерархически организованных систем управления.

Приказом Кабинета Министров промышленной политики и образования Украины УГМТУ определен главной организацией по подготовке специалистов по сварке для судостроительной промышленности. Вместе с немецкой организацией SLVGM-V в 1998 году для судостроения подготовлено больше 20 инженеров по сварке по европейским нормам.

Многолетняя работа ученых университета в отрасли совершенствования судовых энергетических установок, кораблестроения, создания подводных аппаратов, позволила университету занять достойное место среди ведущих университетов мира.

Учитывая общегосударственное и международное признание результатов деятельности Украинского государственного морского технического университета имени адмирала Макарова, его весомый вклад в развитие национального образования и науки, Указом Президента Украины 25 марта 2004 года постановлено предоставить университету статус национального и именовать его - Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова.

В условиях мировой кооперации и разделения труда университет продолжает развивать международные связки со многими странами мира (Германия, Китай, Франция, Голландия, США, Иран и др.), ведутся общие научные разработки, за рубежом стажируются ведущие специалисты, аспиранты, проходят обучение студенты.

За время существования университет подготовил около 55 тыс. инженеров-кораблестроителей, машиностроителей, электриков, экономистов, программистов. Наши выпускники работают на судостроительных заводах Украины, СНГ, на разных предприятиях машиностроительного и энергетического профиля, организациях и банках, в правительственных структурах.

Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова как одно из самых старых высших учебных заведений нашего города имеет высокий рейтинг среди современной молодежи.